Среда, 27.11.2024, 11:38 | Главная | Регистрация | Вход |
Категории
Форма входа
Новые комментарииТогда уже, чтоб не мелочиться: И приходи 10 марта в 12 на сту Содержательно. Спасибо. Буду д Ааа! Повседневные дни! Каждоне Резко меняется ритм в некоторы Я заметила, что рифма на свобо В большинстве стихов соблюдает Замечательные стихи! Они напол
Мини-чат
Друзья сайта
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Некоторые понятия в стихосложении
| 03.02.2013, 10:20 |
Некоторые понятия в стихосложении.
ЛИТЕРАТУРА
(лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство
слова»), эстетически выражающая общественное сознание и, в свою
очередь, формирующее его; совокупность художественных произведений
(поэзия, проза, драма).
ПОЭЗИЯ
(от греч. poiesis - создавать, творить) - литературно-художественное
творчество в стихах, искусство ритмической организации слова;
произведение в стихах в отличие от художественной прозы; совокупность
стихотворных произведений какой-либо эпохи (поэзия 18 века, поэзия 60-х и
пр.), народа (немецкая поэзия, русская поэзия...), поэта (поэзия
Лермонтова, поэзия Шиллера и т.п.), группы или течения (поэзия
символизма, поэзия сумароковской школы...). "Поэзия есть лучшие слова в
лучшем порядке" (Кальридж). "Поэзия есть то, что сотворено и,
следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До
середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в
отличие от нехудожественной.
ЛИРИКА
(от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных
произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и
переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров:
стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители:
Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А. Блок, С. Есенин...
СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое поэтическое произведение в стихах.
СТИХ (греч. stichos — ряд, строка) 1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. 2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…). 3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи). Стих может быть безрифменным, белым, холостым и рифмованным.
ЦЕЗУРА(лат.
caesura — рассечение) - постоянный словораздел в стихах, разделяющий
строку на две части (два полустишия) и способствующий ещё большей её
ритмический организации («Зима!…V Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкин).
Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырёх
стоп (в трёхстопном она невозможна). Если цезура делит стих на две
равные половины, то она называется большой или медианой. Цезуры также
могут быть стопораздельными, паузными и свободными (передвижными). Стопораздельная цезура совпадает с синтаксической паузой и (или) стопоразделом в строке.
Как хороши,V как свежи были розы В моём саду!V Как взор прельщали мой! Как я молил V весенние морозы Не трогать их V холодною рукой. (И. Мятлев)
Паузная цезура представляет собой ритмическую паузу, усиливающую восприятие строк.
Сидят герои Бреста V в Краснознамённом зале - Политруки, комбаты,V медсёстры и стрелки. Их павшими считали,V пропавшимисчитали, Но вот они живые,V всем бедам вопреки. (Я. Хелемский)
Свободная цезура выражается в преднамеренном стремлении автора к
интонационно-ритмической раскованности стиха. Такая цезура не имеет
определённого места и её расположение диктуется самим автором строк.
Прозрачное V правдивейшее слово Ложится V на безмолвные листы. Как в юности, V молюсь тебе сурово И знаю: V свет и радость - это ты. (О. Берггольц)
СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий стихи. Подразделы стиховедения: фоника, метрика, ритмика, строфика.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
– способ, искусство организации стихотворной речи. Второе название –
версификация (лат. versus – стихи, facio – делаю), также - просодия.
Версификатор – ироническое название поэта.
ПОЭТИКА
(греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом
творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных
произведений и систему средств выражения в них.
СТРОФИКА
- раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в
композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании
закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.
РИТМИКА
(греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий
совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические
варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов,
слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике
стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.
МЕТРИКА
– раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о
метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных
метрах и размерах.
ФОНИКА
(греч. phone - звук) - область стихосложения, изучающая звуковую
организацию стихотворной речи. Предметом изучения фоники также является и
рифма.
ПРОСОДИЯ (греч.
prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий
метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и
пр.). Часто под просодией подразумевается стихосложение.
ИНТОНАЦИЯ
(лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи
повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце.
Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые
ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр,
громкость.
МЕЛОДИКА СТИХА -
система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.
Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный
(романс) и говорной.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ)
(греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на
упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в
стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и
кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам,
которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была
неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно
связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Античная система
стихосложения сформировалась в первом тысячелетии до н.э. и оказала
огромное влияние на последующее развитие стихотворной культуры всех
европейских народов и в частности на европейское силлабо-тоническое
стихосложение. Традиции античного стихосложения распространились в
Древнем Риме, а затем через посредничество христианской церкви - в
Византии и дальше - на все страны Европы. Латинская версификация
закрепилась в странах католического вероисповедания, а византийская у
православных славян, в т.ч. на Руси. См. также Античный стих.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на
упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в
языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский,
испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский,
чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х
годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие
«силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец
второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах
Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании
«виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества
слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные
рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит – светит, те-бе –
небе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на
прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что
впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный
характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на
Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Монаху подобает в келий седети, Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают, Елико то монаси поят, насыщают. Постное избравши житие водити, На то устремишася, дабы ясти, пити... (Симеон Полоцкий)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - разновидность тонического
стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и
безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются
исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры
силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий,
анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси
Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на
упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительна в
языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных
- русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения
различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое
стихосложение; в 1-м учитывается только число ударений, во 2-м также и
расположение их в стихе; промежуточное положение занимают дольник и
тактовик.
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида:
- говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.),
чисто-тонический, с парными рифмами без внутреннего ритма (раешный
стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные
стихи), нерифмованный стих с женскими или (чаще) дактилическими
окончаниями. В основе ритма лежит тактовик. - песенный стих («протяжные» и «частые» песни) - ритм тесно связан с напевом и мелодией.
НАРОДНЫЙ СТИХ-
тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной
(поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины,
баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические
песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания,
заговоры, свадебные песни, хороводные песни, колядки и пр.).
Божья коровка, Полети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного и белого, Только не горелого.
КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ-
создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как
следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии
характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально
ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе
с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся:
палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, p-тексты и т.п.
|
Категория: Полезная информация | Добавил: Sensey
|
Просмотров: 1084 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
| |