Можно ли
обучить стихосложению?
Еще совсем недавно на прилавках книжных магазинов
можно было встретить множество самоучителей, посвященных написанию
стихотворений. Все эти книги обещали сделать из читателя поэта за n-ное
количество дней. Однако авторы подобных произведений предпочитали не упоминать
о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение — это
две совершенно разные вещи.
Дело в том, что настоящая поэзия — это результат
долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной
зрелости, приправленной особым мировоззрением, которое невозможно сформировать,
просто прочитав учебник. Лучший пример здесь — детское восприятие. Малыши открыты
к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно
иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают
свои мысли порой крайне неожиданно.
Любая литература для них не просто изложение сути
неких событий, мыслей или чувств автора — это ценнейший источник информации,
сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие
способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами. Конечно, во многом
способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности
автора в детские и юношеские годы, что его волновало, что он видел, выходя из
дома, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый
взгляд детали могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.
В результате истинный поэт — это сильная и глубокая
личность, воспитать которую намеренно не представляется никакой возможности.
Однако, если несколько лет назад предлагалось не то, что намеренное воспитание,
а просто всевозможные обучающие курсы, результатом которого должно было стать
появление поэтических способностей, то сегодня ведутся дискуссии о том, что
«функции» стихотворца можно поручить компьютерным программам.
Действительно, если задать определенное количество
слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, то программа может
сгенерировать стихотворный текст. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий
смысл. Однако настоящей поэзии, настоянной на жизненном опыте автора,
приправленной особенностями общества и времени в котором он жил, насыщенной
сильными эмоциями и глубоким смыслом, все равно не получится.
Так и выходит, что все попытки прийти к
искусственному стихосложению, путем ли выработки навыка складывать рифмованные
строки или составления специальных алгоритмов для работы с текстом, заранее
обречены на провал. Ведь настоящая поэзия — это не столько слова, подобранные и
расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души,
результат которой не всегда должен укладываться в заданные ритмикой и законами
созвучия рамки.
Как избежать основных
ошибок
Довольно часто начинающие авторы допускают ряд
досадных ошибок, в результате чего либо решают прекратить заниматься поэзией,
либо начинают относиться к своему творчеству с критической точки зрения. В
настоящей статье мы рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов,
которых довольно легко избежать.
Первое и основное правило для автора — терпение.
Написав стихотворение, не стоит сразу же выносить его на суд общественности.
Лучше немного выждать — возможно, через несколько дней поэт сможет увидеть в
стихе что-то, что можно исправить, сделав таким образом все произведение лучше.
Прочитав его несколько раз для себя вслух, автор может услышать сбои ритма,
недостаточное созвучие в рифмах, подобрать более подходящие слова.
Со стороны оценивать стих всегда проще, и поэтому,
прочитав своим слушателям стихотворение сразу же после написания, автор рискует
получить ряд критических замечаний, чего легко можно избежать, на некоторое
время, отложив произведение. По истечении определенного периода автор сам будет
воспринимать свое стихотворение как сторонний слушатель, а значит, сможет
объективно его оценить.
Хорошей тренировкой для молодых поэтов может стать
попытка положить свои стихи на музыку. Любой, даже самый простой мотив поможет
выявить ритмические ошибки. Если стихотворение удается «пропеть» без единого
сбоя, значит, его ритмический рисунок безупречен.
Особое внимание начинающие авторы должны уделять
своей лексике. Использование так называемых «слов-паразитов» в тексте
стихотворения крайне нежелательно. Довольно часто поэты применяют междометия
для того, чтобы выдержать ритм стиха — лучше этого избегать. Перестроить всю
строку или даже строфу, потратить лишнее время на то, чтобы найти более точный
оборот, в данном случае предпочтительнее. Тем более что слова-паразиты,
проскакивающие время от времени в тексте стиха, «режут» слух, отвлекают
внимание читателя от самого произведения.
То же самое касается и слов, не укладывающихся в
стилистику стихотворения. Проскользнув в строке, такая лексема может разрушить
весь рисунок стиха, полностью испортить впечатление от него. Не стоит
увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как
перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в
произведении современного автора.
Особое требование — это грамотность. Автору следует
уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте
— это еще и пренебрежение к читателю. Если они есть, каким бы глубоким по
замыслу не было произведения, его реализация сведет на нет все усилия поэта.
Графомания и графоманы
Слово «графомания» обычно произносится
презрительно, с оттенком пренебрежения. Подразумевается, что графоман — это
безталантный писака, обладающий выдающимся самомнением, которое не позволяет
ему признать, что его труды не стоят ровным счетом ничего. Однако такой подход
к явлению графомании в корне неверен. Мы не можем сказать про простудившегося и
по этой причине не вышедшего на работу человека, что он — лодырь. Так и к
графоману нельзя относится с презрением.
Для начала нужно определиться с понятиями.
Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к
написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности.
Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют
собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное
заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму. Аналогично
другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в
принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы
выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с
которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или
ненависть. Однако в большинстве случаев, у человека есть много собеседников и
кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть,
страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по
душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и
одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к
живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен
реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на
подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.
Такого человека можно только пожалеть. Его
произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это
верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя
признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому
графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно
их творчества.
Для большинства авторов мнение их аудитории
является стимулом для развития, а также основным источником информации о
недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству,
этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться.
Как результат — произведения, лишенные какой либо литературной и духовной
ценности, однообразные и неоригинальные. Со временем все контакты с внешним
миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно
по этой причине, начинает его избегать.
Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания. В
легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями.
Например, любимый человек находится в отъезде, и написательство — лучший способ
отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта
вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.
Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и
листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при
регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве.
Однако в случае тяжелой формы заболевания, понадобится вмешательство
специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеваниям последствия от
неквалифицированного воздействия могут быть фатальными.
Подражание
- зло или благо?
Явление подражания критиками по большей части
воспринимается негативно. Предполагается, что молодой автор должен найти что-то
свое, а использование чужих идей, мыслей, выводов приравнивается чуть ли не к
плагиату. Однако не все так просто.
Сказать, что подражание — это плохо, нельзя.
Абсолютно любой автор вырастает на определенных книгах, чаще всего на
классической литературе, и нет ничего удивительного в том, что создавая уже
свои стихотворения, он берет одного из состоявшихся поэтов в качестве образца
для подражания. Такая практика позволяет молодому автору отточить свое
мастерство, ведь сразу создать что-то действительно новое практически
невозможно.
Более того, подражание в некотором роде несет идею
преемственности. Действительно, лучше перенять идею, манеру или способы
выражения чувств у уже состоявшегося автора, чем идти практически в слепую,
совершая те ошибки, которые не раз уже были совершены, и которых легко можно
было бы избежать. Благодаря практике подражания в поэзии сохранилось множество
стилей, жанров, таких как ода, рондо, сонет и многие другие. Вполне вероятно,
что сейчас эти формы стихосложения уже были бы забыты, не используй их молодые
авторы в своем творчестве.
Подражание для талантливого поэта является лишь
толчком к дальнейшему развитию. Взяв за основу чью-то идею, он развивает ее,
совершенствует, придает ей новые формы и обличья. В конечном итоге подражающее
стихотворение может получиться более выразительным, чем исходное. Множество
примеров подражания встречается и у классиков, дополняя и совершенствуя замыслы
друг друга, они создавали гениальные творения, считающиеся сегодня величайшими
литературными ценностями.
Тем не менее, стоит молодому автору, впечатлившись
особенно сильным стихом, создать нечто подобное, критики да и просто
«искушенные» читатели не медля обвиняют его в «подражательстве» так, как будто
поэт представил им откровенный плагиат. Не стоит уделять таким замечаниям много
внимания. Осмысленное подражание только укрепит талант автора, расширит его
возможности.
В заключение стоит оговориться о том, что бывает
подражание бездумное. В этом случае автор не берет на себя труд понять истинные
чувства и мысли объекта для подражания. Вдохновленный красивой оболочкой, он
пытается создать нечто подобное и часто терпит фиаско, ведь за созданными
строками нет ни духовности, ни смысла. Такое подражание достойно осуждения и
действительно очень близко стоит к плагиату. Ничего кроме разочарований поэту
оно не принесет.
Хороший тон поэтической
пародии
Искусство литературной поэтической породи ничуть не
ниже поэтического искусства вообще. Скажем более того: умение писать породи
должно сочетать в себе искусство поэтического слога плюс литературоведческие
знания и к ним же – знание психологии. Недаром известных пародистов куда
меньше, чем известных поэтов.
Хорошая пародия – это не просто тонкий и глубокий
юмор. Это, как правило, гиперболизация явления, метафоры, чувства, ситуации,
имеющие место быть в том стихотворении, которое выбрал пародист. Таким образом,
уже в сомом стихотворении должны быть заложены, скажем так, основы для пародии
– и пародист обязан их найти, осмыслить и показать читателю выпукло и ярко.
Значит, успешную пародию можно написать только на
хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие
внимания. Хорошая пародия – это реклама автора стихотворения. И скажем прямо,
многие поэты сами совсем не прочь, чтобы их сборник прочел пародист. Кто-то
усмотрит в этом нелогичность: ведь пародия по сути – насмешка. Это ошибочное
мнение. Давайте посмотрим на явление пародии с другой стороны.
Первое: поэтов, как мы сказали, много, пародистов
хороших – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его
значимость, заметность.
Второе: пародисты как правило, прежде чем писать
пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта. И их целью является
какое-то одно-два стихотворения, которые в ряду прочих содержат в себе нечто,
что выделяет их: оригинальная мысль, необычная метафора и иное.
Третье: пародия в литературной среде
рассматривается не как насмешка над автором, а как улыбка над литературным
героем произведения.
И этот третий момент является главным для пародиста.
Умение отделить автора стихотворения и созданного им литературного героя всегда
обезопасит автора пародия от отношения к нему как к злому насмешнику. В этом
особая тонкость поэта-пародиста, в этом его знание психологии автора: уметь
рассмотреть, в каком из стихотворений говорит сам автор, а в каком – созданный
им поэтический герой. Только в таком случае никакой обиды пародия у нормального
поэта не вызовет.
Удачная пародия – это не высмеивание самого
стихотворения, не улыбка над неудачной рифмой или аляповатой фразой. Удачная
пародия – это неожиданное раскрытие явления, чувства, которое в стихотворении
скрыто, завуалировано. Или же, как мы уже сказали, гиперболизация таковых до
смешных по-доброму пределов.
Иногда пародисты используют в своих пародиях не
одно, а два-три стихотворения, и если эти стихи хорошо знакомы слушателям,
пародия приобретает звучание микроисследования с улыбкой.
Успех пародии может быть гарантирован в том случае,
если, во-первых, автором стихотворения является известный поэт; если,
во-вторых, в стихотворении найдено то, на что можно взглянуть через
увеличительное стекло юмора; если, в-третьих, автор пародии тонко чувствует и
понимает литературного героя, и сама пародия не направлена на автора
стихотворения.
(Оказывается, то что я иногда пишу, пародиями не
является - Vits72)
Почему сегодня у нас нет
Пушкина?
Почему сегодня у нас нет Пушкина? Во времена Блока
или Маяковского любой прохожий мог легко ответить на вопрос: «Каких великих
поэтов современности вы знаете?» Можем ли мы сделать это сегодня? Нет. Сегодня
мы лишены отдельных выдающихся личностей в литературе, которые бы своим гением
перекрывали все сомнения в том, чтобы называть их Великими. Сегодня у нас нет
таких культовых писателей, а главное, поэтов, которых бы знали и любили массы.
Иными словами сегодня нет Пушкина.
Возможно, отсутствие такой культовой личности в
литературе на сегодняшний день связано с тем, что образование населения выросло
повсеместно со времен Пушкина или того же Есенина и теперь самый мало-мальски
уверенный в себе человек, умеющий связать хотя бы четыре строки рифмой,
называет себя поэтом и претендует на то, чтобы быть напечатанными. А
впоследствии стать знаменитыми. На первый взгляд это даже должно быть хорошо –
ведь чем больше претендентов, тем лучше победители – тем лучше должен быть
гений… Ан нет, получается, что в огромном количестве стихов любительского
уровня теряются стихи таких поэтов, которые могли бы стать потенциальными
Пушкиными. Так, например, сегодня стало появляться множество Интернет–порталов,
где люди выкладывают свои произведения. Но как уже было сказано, это не
помогает найти истинные таланты. Литературные журналы скудеют, в издательствах
доминирует коррупция. Поэтом, стало быть, неперспективно. А для появления новых
Пушкиных им в первую очередь придется прославиться, что сделать сегодня стало
очень проблематично. Говоря о славе, стоит заметить, что тут мы сталкиваемся с
новой проблемой: к ней стремятся все. Как будущие гении, так и любители. Но у
последних зачастую оказывается больше наглости и связей, чтобы пробиться к
вершинам Олимпа славы и ненадолго удержаться на нем. Это не может не быть
проблемой для людей, пишущих от сердца. Алчность губит всю романтику и все
вдохновение написанного, сводя все старания лишь к желанию обогатиться.
Еще одна причина того, что у нас нет Пушкина,
заключается в том, что у населения сегодня сложились какие-то стереотипные
понятия о том, что писатели и поэты прошлых лет – это гении, а сегодня таких
людей просто не может возникнуть. Людская психология не нуждается больше в
стихах. Людям скорее нужен телевизор после тяжелой недели на работе пятничным
вечером, чем книга какого-то никому не известного, но многообещающего таланта.
Даже если люди и предпочитают чтения иным способам времяпрепровождения, то они
непременно выбирают книгу какого-то из уже давно знаменитых авторов, нежели
нечто новое. Парадокс.
Однако можно ли считать, что современная русская
поэзия за неимением Пушкина находится в состоянии упадка? Или же несметное
количество графоманов символизирует подъем русской поэзии, ведь спорить с тем,
что еще никогда прежде не было такого большого количества стихотворцев
бессмысленно и попросту бесполезно.
|