Итак, подробнее о стихотворных
размерах.
Они бывают двух- и трехсложные
Двухсложные размеры:
1. ЯМБ - в античной метрике трехдольная стопа
о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий. Происхождение
названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила
название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической
царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни,
построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции
ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему
и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую.
Аристотель считал античный трехдольный ямб наиболее простым разговорным метром.
Ямбом писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.
В общеевропейскую поэзию имитированный ямб вошел как двудольная (из двух
слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о ямбе в русской
литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин
поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, ямб начал
фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У
русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые
ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому,
лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой
крепости Хотин.
Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный ямб.
Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны именно им.
Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько
ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи,
сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими
русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е.
Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с
его торжественным плавным ритмом. Пятистопный ямб менее принят в русской
лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха
(исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М.
Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный ямб применяется в
стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет,
октава и др. Относительно редко встречается трехстопный ямб (главным образом у
поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана
теория четырехстопного ямба (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г.
Шенгели).
Одностопных ямбов нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности
создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно
считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:
И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей...
Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными
строками по признакам рифм, то зрительно получится:
И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.
Двустопный ямб:
"Едем, дудим,
С пути уйди! " (Маяковский, "Кем быть?").
Правда, здесь в слове "едем" ударение падает на 1-й слог, так что
этот пример не совсем удачен.
Трёхстопный ямб:
"Приди, приди, приди!
Хотя бы без желанья,
Хотя бы для прощанья,
Приди, приди, приди!" (Сильва Капутикян).
Четырёхстопный ямб:
"О Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?" (Некрасов).
Пятистопный ямб:
"О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе" (Блок).
Шестистопный ямб:
На Дерибасовской открылася пивная,
Там собиралася компания блатная,
Там были девушки Маруся, Роза, Рая,
И спутник жизни Вася Шмаровоз (блатная песня).
2.ХОРЕЙ
- В античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый —
долгий. В силлаботоническом стихе хореем называется двухдольная (из 2-х слогов)
стопа с ударением на первом слоге.
Трёхстопный хорей:
"Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой" (Лермонтов).
Четырёхстопный хорей:
"Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя" (Пушкин).
Пятистопный хорей:
"Будем свежий хлеб ломать руками,
Тёмно-золотистый и ржаной,
Медленными, крупными глотками
Будем пить румяное вино" (Ольга Берггольц).
Шестистопный хорей:
"Помню, я ещё молодушкой была.
Наша армия в поход куда-то шла,
Вечерело, я сидела у ворот,
А по улице всё конница идёт" (песня).
Семистопный хорей:
Опускаться на закате солнцу будто лень,
На кроваво-красном фоне черные кресты.
Угасает, угасает этот странный день,
Над Землею зависает царство темноты (vits72, "Праздник ада").
Восьмистопный хорей:
"И как только на востоке разлилось сиянье дня,
Автандил-военачальник сел на белого коня.
Золотой чалмой увито белоснежное чело,
И оружие гремело, ударяясь о седло". (Шота Руставели, "Витязь в
тигровой шкуре").
Встречаются также
"гибриды" ямба и хорея - ямбохорей и хореямб, иначе - Антиспаст.
АНТИСПА́СТ (греч. «оттянутый в сторону») —
античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах комбинация
ямбической и хореической стоп. В русской поэзии встречается редко:
В красе́ гро́зной | блести́т по́лдень,
Лучи́ зно́йны | густя́т во́здух,
Томя́т зе́млю.
(П. Висковатов)
Верста́ сле́ва, | верста́ спра́ва,
Верста́ в бро́ви, | верста́ в ты́л.
Тому́ пе́сня, | тому́ сла́ва,
Кто дорогу породил.
(М. Цветаева)
Некоторые теоретики стиха считают Антиспаст размером, состоящим из
комбинации хориямбов с ямбохореями. Пример такого двойного Антиспаста имеется у
Вяч. Иванова, написавшего стихотворение в форме газели «Роза огня»:
Если, хоть раз, | виден твой взор | — огни́ ро́зы,
Вечно в душе | живы с тех пор | — огни́ ро́зы.
Сладкая мгла | долы томит, | глухо́й пу́рпур —
Жди: расцветут, | вспыхнув меж гор, | огни́ ро́зы...
Имитированный Антиспаст является одной из двухакцентных модификаций
четырехдольника, совмещающей в себе элементы инверсированного и константного
ритмов; в этом качестве модификация встречается в русских частушках и в
украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами
ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического
стихосложения, канонизирующей лишь константные ритмы.
Хотя́ вью́жно — | идти́ ну́жно
По останный вечерок,
По сребряно колечко,
По батистовый платок.
Не страдайте, девки, дюже:
Приде́т о́сень, | даду́т му́жа.
Даду́т му́жа | векового,
Лучше батюшки родного.
(Русские частушки)
Прише́л не́мец, | прише́л па́н,
Дай, украинец, жупан!
Прода́й, дя́дько, | свою́ ха́тку,
Купи́, дя́дька, | немцу шапку.
(Пер. с укр. А. Глобы)
Ну, и в завершение темы
двухсложных размеров еще одно понятие:
ХОЛИЯ́МБ (греч. — хромой) — «хромой ямб»,
размер античного стиха, введенный в практику древнегреческим поэтом Гиппонактом
Эфесским , который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Вот
силлаботоническая имитация Xолиямба — двустишие Гиппонакта:
Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ть, сле́п он!
Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти.
(Пер. Вяч. Иванова)
Или маленькая басня греческого поэта 2 в. н. э. Бабрия «Лев и Олень»:
Рехнулся лев. Из чащи на него́ гля́дя,
Олень в тоске промолвил: «Горе на́м, бе́дным!
Ах, как ужасен сумасшедший ца́рь бу́дет,
Который и в своем уме едва́ сно́сен!»
(Пер. М. Гаспарова)
Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.
(М. Цветаева)
|